Главная \ Нотариат в России \ Краткий очерк истории нотариата

Краткий очерк истории нотариата

Нотариат как институт имеет свою историю возникновения и развития, восходящую к временам Республики в Древнем Риме. Уже в этот период у римлян существовал особый институт должностных лиц, именуемых писцами (scribae), в функции которых входило оформление письменных распоряжений, даваемых магистратами, и судебных формул, выносимых преторами. В их обязанности входило и ведение судебных журналов и различного рода записей, которые носили публично - правовой характер.

Кроме института должностных писцов существовала категория частных писцов. Они состояли в качестве домашних секретарей у богатых римлян, вели деловую переписку и оформляли различного рода юридические сделки для них. Лица, выполняющие эти функции, именовались “нотариусами” (notarii). Происхождение этого названия связывают со словом «notta», обозначавший стенографический знак, который применялся писцами для скорости записей.

Дальнейшее развитие гражданского оборота вызвало в Риме появление института табеллионов, который и считается родоначальником современного нотариата. Табеллионы занимались составлением юридических актов и судебных бумаг для любого лица за вознаграждение. Размер получаемого ими вознаграждения устанавливался государством.

Табеллионы считались лицами свободной профессии, однако государство осуществляло контроль за их деятельностью. Табеллионы были обязаны следить за соответствием оформляемого ими документа закону как по форме, так и по содержанию. Это происходило в специально отведенных помещениях на центральных улицах и площадях городов.

Оформление сделок происходило в следующем порядке. Табеллион составлял документ в присутствии сторон и свидетелей, знакомил с содержанием стороны и только в случае их согласия мог изготовить текст в окончательном виде. Этот документ вначале должны были подписать стороны и свидетели, и только после этого следовала подпись самого табеллиона, которая и удостоверяла его подлинность.

Для того, чтобы такой документ получил силу достоверного публичного акта и мог быть оспорен на общих основаниях, требовалось его представление в суд. Суд, проверив его соответствие закону и допросив лиц, которые поставили под ним свою подпись, вносил этот документ в судебный протокол, после чего спор о его подлинности уже исключался.  

Большинство государств в Западной Европе унаследовали римскую нотариальную традицию. В период великого переселения народов варвары завоевали страну с гораздо более высокой культурой и восприняли ее.

Иное положение было на равнинах Евразии. Русские двигались на восток, окруженные полудикими племенами кочевников. О восприятии высоких культурных традиций в таких условиях трудно говорить. Российский нотариат прошел в своей эволюции несколько этапов, о каждом из которых следует упомянуть отдельно.  

В древности частные акты на Руси существовали в форме грамот, кабал, записей, памятей и других. Поскольку грамотных на Руси было немного, то эти акты писались людьми грамотными, хотя и не уполномоченными для того особой властью. Постепенно подПлощадные подъячие, середина XVII века влиянием потребности и опыта в России сложился свой, очень своеобразный процесс укрепления прав на имущество. Важное место в этом процессе было отведено сословию площадных подъячих, которое принято называть русским «протонотариатом».

К XVI веку относятся первые упоминания об особом классе людей, специально занимающихся письмом частных актов. Они носили различные наименования: писчика, площадного писчика, площадного дьячка, подьячего с площади, площадного подьячего, писчего подьячишки. Как правило, местом их работы была площадь.

После утверждения Земским Собором 29 января 1649 года Уложения, в Москве все крепости на недвижимость писались исключительно площадными подъячими с Ивановской площади. Они же получили исключительное право участия в совершении сделки в качестве послухов. На других площадях Москвы также существовали площадные подъячие, но они писали только поручные записи и всякого рода челобитные для того приказов. В площадной организации имелись старосты, которые вели надзор за работой подъячих. Надзор, определение и отставку от площади осуществляли приказы, в ведении которых находилась площадь. На каждой площади существовало свое «указное» количество подъячих, новое назначение происходило только на освободившееся место.

1903_ivan_the_great_square_in_kremlin-xvii_centuryИвановская площадь в Кремле в XVII веке (Картина художника В.Васнецова)

Peter_the_I1В период правления Петра I-го в организации нотариата произошли значительные перемены. Указом от 9 декабря 1699 года площадным подъячим было запрещено писать крепости, позднее в 1 января 1700 года за ними было закреплено право письма челобитных. Этим же указом вместо послухов были учреждены свидетели, которых следовало выбирать из «людей знатных и добрых». С этого времени крепости писались в «надлежащих приказах», т.е. в тех приказах, куда их следовало явить для укрепления права собственности за приобретателем имущества.

Приказные подъячие не справились с возложенной на них задачей: письмом крепостей. 30 января 1701 года последовал новый указ о коренном переустройстве крепостного письма. В его преамбуле резко критиковалась практика приказов, были выделены основные отрицательные стороны: волокита, взяточничество, медлительность, неумение писать крепости, выбор в свидетели случайных неизвестных людей, которых в случае спора невозможно было найти. Указом был учрежден новый институт - крепостные дела. Крепостных дел подъячие теперь состояли на государственной службе, получали жалование, при назначении приводились к присяге и представляли поручные записи на случай материальной ответственности. В Москве крепостные дела состояли из двадцати писцов и четырех надсмотрщиков. Они находились в ведении Оружейной палаты, куда поступала вся пошлина от письма крепостей. Позднее был создан приказ Крепостных Дел, осуществлявший ближайшее руководство подъячими: назначение и отстранение от должности, их наказание, разрешение споров по крепостям.

03

В нотариальном делопроизводстве также произошли значительные изменения. Под страхом недействительности сделки с 23 января 1699 года все крепости следовало писать на гербовой бумаге. Внешне крепости приобрели вид сброшюрованных полулистов, в отличие от свитков, принятых в Московском государстве. На каждом документе появилась удостоверительная надпись надсмотрщика о дате совершения, количестве взятых пошлин за его подписью (с 1719 года с приложением печати). С 1 января 1700 года документы стали датироваться по летосчислению от Рождества Христова, тогда как ранее летосчисление велось от сотворения мира, было запрещено подписываться в официальных документах полуименами.  

Созданная в 1718 году Юстиц-Коллегия стала восприемницей функций приказа Крепостных Дел. В 1719 году при ней была учреждена Крепостная Контора, возглавляемая секретарем, ведавшая письмом крепостей. В виду того, что Юстиц-Коллегия постоянно пребывала в Москве, в Петербурге была создана Юстиц-Контора государственной Юстиц-Коллегии, штат которой был укомплектован крепостными писцами и надсмотрщиками.

В других городах России письмом крепостей занимались состоявшие при губернских правлениях, провинциальных канцеляриях, приказных избах крепостных дел подъячие.

В 1775 году в связи с утверждением фундаментального закона «Учреждение для управления губерниями Империи Всероссийской», предусматривавшем ликвидацию Юстиц-Коллегии крепостные дела были переданы в ведение судебных органов. В каждой губернии учреждались Палаты Гражданского суда и при них департамент (отделения, экспедиция) крепостных дел.

В Петербурге такой департамент начал свою деятельность в 1782 году. Кроме того сделки по распоряжению недвижимым имуществом получили право совершать надворные суды, уездные суды, некоторые коммерческие суды и городовые магистраты. В таком виде крепостные дела просуществовали до нотариальной реформы 1866 года.

10

В здании губернских присутственных мест на Гороховой ул., дом 2, в 60-х годах XIX века располагались Санкт-Петербургская губернская Палата Гражданского суда и крепостное отделение 

Параллельно с крепостными делами развивались другие ветви российского нотариата. 11 января 1725 года определением Правительствующего Сената был назначен первый публичный нотариус Крестиан Корнилиус. Утвержденный 16 мая 1729 года Вексельный Устав впервые в законе упоминал должность публичного нотариуса и установил его обязанности по протесту векселей в неплатеже и неприеме. Кроме того, в компетенцию публичного нотариуса ( в Санкт- Петербурге он именовался публичный нотариус Петербургского порта) входило следующее: а) совершение морских протестов, б) составление договоров между шкиперами и чужеземными купцами, в) составление всех сделок, между иноземцами или, если одной из сторон является иностранец.

Публичные нотариусы находились в ведении двух органов: Коммерц-Коллегии и Главного Магистрата, которые назначали их на должность, выдавали им печати и шнуровые книги. Какого-либо общего положения о публичных нотариусах не существовало. При назначении на должность требовалась представить челобитную, ходатайство купцов, торгующих при порте или бирже. По рассмотрении просьбы, изложенной в челобитной, следовало определение о назначении, сообщавшееся в ту местность, где должен был работать нотариус. После приведения его к присяге, публичный нотариус начинал свою деятельность. Позднее из публичных нотариусов выделилось две ветви: нотариусы российские и нотариусы иностранные, соответственно имевшие право совершать действия относительно российских или иностранных поданных. По традиции иностранным нотариусам предоставлялись права российских нотариусов.           

8 апреля 1782 год Уставом Благочиния были учреждены должности частных маклеров (частными их называли потому, что в каждой части ( районе) города должен был быть такой маклер, посредничавший относительно недвижимости, находящейся в данной части города), в обязанности которых входило посредничество в совершении сделок в недвижимостью, засвидетельствование контрактов о найме недвижимых имуществ. Позднее они были уравнены в правах с российскими нотариусами. 

7 апреля 1820 года было утверждено мнение Государственного Совета «О доходах и расходах Санкт-Петербургской столицы», которое существенно изменило положение нотариусов. С этого времени на должность публичного нотариуса могли быть избраны купеческим обществом по конкурсу только чиновники, представившие аттестаты о прохождении службы. Окончательное утверждение в должности производилось военным генерал-губернатором. Был установлен размер платы нотариусам за протест векселей и прочих обязательств и введен местный сбор в пользу города, в котором практиковал нотариус. На нужды нотариуса оставлялось 25% от собранных сумм, остальные деньги при рапорте представлялись в городскую думу. Было определено предельное количество нотариусов в Петербурге в 10 человек. На каждое освободившееся место предполагалось проведение конкурса.

12 января 1831 года было утверждено положение о посредниках при С.-Петербургском порте, среди которых были упомянуты и нотариусы, которые стали именоваться биржевыми. Их избрание производилось в порядке конкурса из среды маклеров купеческим обществом. Биржевые нотариусы получили права совершения сделок и протестов не только  в интересах иностранцев, но и российских поданных.

17 - 1897 01 04 Удостоверит надпись биржевого нот К А Гетца

Удостоверительная надпись Санкт-Петербургского биржевого нотариуса К.А. Гетца с сургучной печатью.
В отличие от круглых печатей с губернским гербом прочих нотариусов,
печать биржевого нотариуса имела овальную форму и совмещала 2 герба – российский и губернский

Упомянутые публичные нотариусы и частные маклеры были вправе совершать все действия, кроме сделок по распоряжению недвижимым имуществом, которые находились в исключительной компетенции крепостных дел, состоявших при судах. С 1832 года в Своде Законов уже не было различия по кругу деятельности между публичными нотариусами и частными маклерами. Кроме того, что в Петербурге частные маклеры не имели права совершать протесты векселей.

Таким образом, ко времени проведения реформы нотариата в 1866-1867 годах нотариальные действия в России совершались крепостными делами при судах, публичными, биржевыми нотариусами и частными маклерами.

В период судебной реформы было решено отделить нотариат от суда, ввести единый институт нотариусов с правом совершения всех действий, надзор за деятельностью нотариусов и применение дисциплинарных наказаний поручить окружным судам.

Александр IIВ период с 1862 по 1866 годы велась работа над Положением о нотариальной части. 14 апреля 1866 года это положение было утверждено императором Александром II-м. 3 ноября 1867 года Сенат распубликовал все необходимые нормативные акты для проведения в жизнь этого закона, в частности: Временные правила для руководства мировых судей, нотариусов и старших нотариусов при применении Положения о нотариальной части, Правила о хранении и пополнении залогов нотариусов, Временную таксу платы нотариусам и ряд других. 15 ноября 1867 года новые нотариальные конторы начали свою деятельность в округах Петербургской и Московской судебных палат. В Правилах о порядке введения в действие Положения о нотариальной части говорилось: «п.6.Со дня введения в известной местности положения о нотариальной части, все прежние нотариусы и маклера, кроме биржевых маклеров, гоф-маклеров, биржевых нотариусов, корабельных маклеров и маклеров морского страхования, прекращают дальнейшее отправление своих обязанностей.»  Титульный лист подлинного текста Положения о нотариальной части с автографом императора Александра II

Положение о нотариальной части предусматривало открытие при каждом окружном суде нотариального архива, который являлся не только накопителем документов нотариусов, но и был наделен специальным полномочием – утверждения крепостных актов, совершенных нотариусами. Только после утверждения акта старшим нотариусом нотариального архива по месту нахождения отчуждаемого имущества у приобретателя возникало право собственности. При этом взыскивались крепостные пошлины на переход права собственности. Необходимый первоначально последующий ввод во владение впоследствии был признан утратившим свое значение и стал необязательным.

Порядок совершения крепостных и нотариальных актов был значительно усложнен сохранением актовой формы (обязательным составлением проекта, записью текста сделки в актовую книгу, выдачей выписи из актовой книги). Кроме этого была сохранена явочная форма засвидетельствования сделок.

Несмотря на все свои недостатки, Положение о нотариальной части было значительным шагом вперед в развитии российского нотариата. В отличие от предшествовавшего хаотичного нагромождения разнородных нормативных актов оно явилось универсальным законом, регулировавшим статус нотариуса, порядок совершения нотариальных действий, делопроизводство в нотариальных конторах.

Следует упомянуть, что недостатки Положения неоднократно пытались исправить. Так, 19 апреля 1871 года министерство юстиции предложило нотариусам высказаться относительно улучшения закона. В 1874 году петербургские нотариусы составили даже проект нового положения и передали его в окружной суд. 19 мая 1899 года согласно резолюции императора о создании новой редакции Положения о нотариальной части началась работа над новым законом. Она продолжалась до 1904 года, созданный проект новой редакции Положения о нотариальной части был передан в Государственный Совет, но последствий не имел. На протяжении своего существования серьезным изменениям подверглась лишь ст.59 о порядке увольнения нотариусов. В нее дважды законами от 20 мая 1885 и 24 апреля 1887 годов были внесены изменения, предоставившие старшему председателю судебной палаты право увольнять нотариусов, взамен предшествовавшего порядка устранения от должности только на основании судебного решения.

После февральской революции 1917 года общественная жизнь нотариусов претерпела необычайный подъем. Явочным порядком стали создаваться советы нотариусов, временные комитеты, призванные подготовить уставы для учреждения союзов нотариусов.

В Петрограде ситуация осложнялась тем, что 27 февраля 1917 года во время революционных беспорядков сгорело главное старое здание окружного суда вместе с нотариальным архивом. Совершение сделок было приостановлено на неопределенное время. 9 марта петроградские нотариусы собрались для учреждения временного комитета, который уже к маю 1917 года разработал проект восстановлении реестра собственников недвижимости в Петроградской губернии. 20 июня 1917 года Временное Правительство приняло постановление о восстановлении крепостного реестра нотариального архива. В этом процессе нотариусам отводилась значительная роль в принятии заявлений от собственников, сборе документов, проведении проверочных действий.

okruzhnoy_sud_liveinternet_ В этом доме на углу Литейного пр. и Захарьевской ул. располагался Санкт-Петербургский Окружной Суд. Примечательно, что над центральными воротами был укреплен барельеф,
изображающий «Суд царя Соломона» с надписью: «Правда и милость да царствуют в судах». 
В этом же здании находился нотариальный архив. Открытка 1912 года.

12

Камера мирового судьи в здании Санкт-Петербургского Окружного суда. Фото конца XIX века

1382371121_d72a

Image (18)

fsb_liveinternetНа месте сгоревшего во время Февральской революции  1917 года Окружного суда,  
в 1931 году специально для НКВД было построено здание. В настоящее время здесь располагается ФСБ

Помимо этого следует упомянуть о двух съездах нотариусов Нижнего Новгорода, состоявшихся 19 марта и 23 апреля 1917 года, Киевском съезде нотариусов округа Киевской судебной Палаты 21-22 мая 1917 года. В Нижнем Новгороде с 9 по 15 июля 1917 года состоялся первый Всероссийский съезд нотариусов, постановивший отделение нотариата от дисциплинарной власти суда. В Киеве и Нижнем Новгороде были учреждены Нотариальные институты, целью которых была подготовка квалифицированного персонала для работы в нотариальных конторах. 18 мая 1917 года в Петрограде состоялось первое общее собрание городских и уездных нотариусов петроградского округа, которое приняло проект устава Совета нотариусов этого округа.

Победа октябрьской революции разрушила гражданское право страны. Взятый большевиками курс на непосредственное введение коммунизма в России разрушал все культурные отношения собственности. На протяжении 1918 года последовательно ограничивалось право распоряжения имуществом, декретом о социализации земли было устранено право собственности на землю в сельской местности, последовала национализация всех банков, было отменено право наследования, право частной собственности на недвижимости в городах. В таких условиях сфера деятельности нотариусов сужалась до минимума. В Москве 23 марта 1918 года, а в Петрограде 16 сентября 1918 года было отменено действие Положения о нотариальной части и о биржевых нотариусах, их конторы подлежали муниципализации. Вместо частного нотариата намеревались создать нотариат государственный в виде нотариальных отделов при местных совдепах, деятельность которых регулировалась соответствующими положениями. В условиях обострившего гражданского противостояния, приведшего к длительной войне, существование нотариата как отдельного института было признано большевиками нецелесообразным.

В Петрограде постановлением исполкома Петросовета от 7 марта 1919 года нотариальные отделы были ликвидированы и совершение нотариальных действий передано гражданским отделам Советов.

По необходимости в марте 1921 года большевикам пришлось менять тактику – непосредственное введение коммунизма было заменено «обходным» маневром, названным новой экономической политикой. Основой этой политики было восстановление гражданских имущественных прав и пользование ими под контролем государства. 8 августа 1921 года декретом СНК гражданам было предоставлено право отчуждения немуниципализированных строений. В его развитие НКЮ выпустил циркуляр №36 от 15 августа 1821 года, который в предельно сжатой форме определил органы нотариата в виде нотариальных столов Губотюстов и Убюстов, порядок совершения действий, делопроизводство.  

Усложнявшиеся гражданские отношения потребовали более серьезного контроля, с которым не могли справиться нотариальные столы административных учреждений. Накануне принятия Положения о судоустройстве и Гражданского кодекса в январе 1922 году состоялся IV всероссийский съезд деятелей советской юстиции, на котором была принята резолюция «О нотариате». В ней говорилось, что необходимо создание профессионального государственного нотариата, основной задачей которого являлось бы не только надлежащее оформление правоотношений, но и государственный контроль над гражданским оборотом. Было рекомендовано практически все сделки свидетельствовать нотариальным порядком.  

31 октября 1922 года было утверждено Положение о судоустройстве РСФСР, согласно которому в республике создавались нотариальные конторы, руководимые государственными нотариусами. Ближайшее руководство конторами возлагалось на нотариальные отделения Губернских судов, а общее наблюдение и надзор – на гражданские отделы этих судов. 4 октября 1922 было утверждено Положение о государственном нотариате - первый закон о нотариате в советский период.

В Петрограде уже с 13 июля 1922 года действовала первая нотариальная контора при торговой бирже. После создания правовой базы существования нотариата губсуду в Петрограде было разрешено создание шести нотариальных контор. В период 1923-1924 годов в городе появляются шесть контор, к которым в 1925 году присоединилась вексельная нотариальная контора.

18

Купчая крепость на Актовой бумаге,
составленная у Санкт-Петербургского нотариуса П.Ф. Барабанова 21 июня 1911 года

19

Купчая Крепость на два участка земли,
составленная у Петроградского нотариуса Н.А. Берхманъ 20 мая  1916 года

Image (19)

Титульный лист выписи из актовой книги 6-1 Ленниградской государственной нотариальной конторы о продаже строения. Документ изготовлен на дореволюционной гербовой бумаге с измененной государственной символикой

20 - 1915 12 15 Отметки о передоверии по генер доверенности

Отметки о передоверии по генеральной доверенности.
Передоверие совершено в конторе Петроградского нотариуса в 1915 году

14 мая 1926 года было принято постановление ЦИК и СНК СССР «Об основных принципах организации государственного нотариата». Руководствуясь новыми принципами, было составлено Положение о Государственном Нотариате РСФСР, утвержденное 4 октября 1926 года постановлением ВЦИК и СНК РСФСР. В этом Положении было в основном преодолено проявление прежнего дореволюционного нотариального законодательства: актовая форма совершения сделок была заменена протокольной, упразднено засвидетельствование явки акта, была введена единая форма удостоверения сделок, запрещено свидетельствование подписей сторон на договоре.

Вновь изменившаяся тактика большевиков, признавших НЭП ошибкой, непосредственно отразилась на существовании нотариата. Большевики перешли в своей обновленной политике на позиции ударного строительства социализма путем внедрения жесткого планирования экономики, индустриализации и переустройства сельского хозяйства, проведения массовой коллективизации. В 1928 году нотариат с полной самоокупаемости был переведен на финансирование из государственного бюджета. С октября 1931 года вместо сложного нотариального сбора, состоявшего из оплаты по таксе за совершение нотариального действия, местного сбора и гербового сбора, была введена единая государственная пошлина. Эта пошлина совершенно не возмещала затрат на содержание нотариальных контор в городах. Возникло мнение, что в условиях плановой экономики в контроле за гражданским оборотом нет необходимости, и дорогостоящий городской нотариат можно заменить «дешевым» сельским.  

В период 1929-1931 годов последовало массовое закрытие нотариальных контор и передача права совершения всех нотариальных действий исполнительным органам местных советов, и частично-сельским советам. Оставшиеся нотариальные конторы помимо своей непосредственной работы обязаны были инструктировать эти органы, снабжать их справочной и нормативной литературой. В Ленинграде к 1 декабря 1929 года осталась лишь одна нотариальная контора. К 1935 году на весь СССР осталось 122 нотариальные конторы.

Учитывая те обстоятельства, что нотариальных контор было недостаточно, и они не имели возможности инструктажа сельского нотариата, последний оказался практически вне сферы контроля. Нотариальные действия совершались с грубейшими ошибками, права граждан ущемлялись. Нужно отметить, что к этому времени компетенция нотариальных органов значительно увеличилась за счет предоставления нотариату, как государственному органу, права совершения публично-правовых актов, которые никогда прежде не входили в круг его деятельности. К ним относится оформление наследственных прав граждан, совершение исполнительных надписей не только для принудительного исполнения нотариальных актов, но и взыскания так называемых бесспорных задолженностей согласно перечня, утверждаемого правительством, выдача залоговых свидетельств, позднее присоединилось право признания безвестно отсутствующим и умершим, обеспечения доказательств. В этих условиях право совершения нотариальных действий было передано неподготовленным органам, не имеющим в массе своей юридически грамотных работников.  

К моменту провозглашения в основном построенного социалистического общества и принятия конституции победившего социализма профессиональный нотариат оказался в ужасающем положении. Были утрачены кадры квалифицированных работников, помещения, инвентарь. В печати стали появляться публикации о ненормальном положении в этой сфере с упоминаниями о происках врагов народа, «вредительстве на правовом фронте», неконституционности оставления граждан без квалифицированной юридической помощи.

В Ленинградской области уже с 1 января 1935 года был восстановлен ряд нотариальных контор в крупных районных центрах. 27 марта 1935 года состоялось постановление Верховного суда РСФСР о восстановлении нотариальных контор в четырех районах Ленинграда. Наконец, 10 июня 1936 года состоялось постановление ВЦИК и СНК РСФСР об изъятии нотариальных действий из компетенции местных советов, восстановлении профессионального нотариата, о совершении нотариальных действий в нотариальных столах при народных судах. Постановление вводилось в действие с 1 января 1937 года. Постепенно, с преодолением огромных трудностей началось восстановление нотариата.

Нотариальные конторы работали под общим руководством областных и краевых судов, в каждой области существовала областная нотариальная контора, которая осуществляла ближайшее руководство нотариатом. Суды, занятые своей непосредственной деятельностью не уделяли должного внимания нотариату, который в конце концов оказался «безнадзорным».

16 декабря 1939 года были созданы Управления НКЮ РСФСР при краевых, областных Советах Депутатов трудящихся. Согласно положения об НКЮ РСФСР нотариат перешел в ведение этих управлений, суды были освобождены от надзора за нотариатом. В Ленинграде в 1940 году были образованы два управления НКЮ – областное и городское. Первоначально областная нотариальная контора, находившаяся на Невском проспекте в доме № 44, была передана в ведение областного управления, но после ходатайства начальника городского управления И. А. Рыхлова и Ленинградского горисполкома в декабре 1940 года она была передана в ведение городского управления. На ее базе была создана первая городская нотариальная контора.

20 июля 1940 года СНК РСФСР утвердил постановление «Об организации и руководстве деятельностью нотариальных контор в РСФСР», отменившее действие упоминавшегося постановления о восстановлении нотариата от 10 июня 1936 года. Нотариальные конторы были введены в ведение НКЮ через управления при областных и краевых советов депутатов трудящихся. Нотариальные действия могли совершаться лишь нотариальными конторами или в ограниченном количестве - сельскими советами, таким образом, нотариальные столы при народных судах прекратили существование. Сеть нотариальных контор устанавливалась НКЮ РСФСР по согласованию с местными советами на уровне области или края. Для должности старшего нотариуса были созданы гарантии независимости от местного управления НКЮ.

31 декабря 1947 года было утверждено Положение о государственном нотариате РСФСР. Согласно этого положения нотариат имел самую широкую за свою историю своего существования компетенцию. Кроме всех традиционно присущих ему функций в нее вошло право совершения публично-правовых актов: выдача свидетельств о праве наследования, охрана имущества наследодателя, совершение исполнительных надписей согласно перечня, расширенного, по ироничному замечанию современника, до такой степени, что уже не хватало букв алфавита для означения взысканий, выдача свидетельств о признании гражданина без вести пропавшим или умершим, наложение запрещения на отчуждение имущества по извещению кредитного учреждения или наложение арестов на имущество по указанию следственных, прокурорских органов, допрос свидетелей в порядке обеспечения доказательств, в соответствии с нормами гражданско-процессуального законодательства. Понятно, что это было оправдано тем, что, как уже упоминалось, нотариат был не просто органом, формирующим частные правоотношения, но и контролером, уполномоченным государством, надзирающим за их соответствием весьма своеобразно понимаемой в разные периоды «дела строительства социализма» социалистической (революционной) законности.

В период политической «оттепели» последовали события, вновь повлиявшие на положение нотариата. В 1956 году было ликвидировано Министерство юстиции СССР. Указом Президиума Верховного Совета от 4 августа 1956 года « О расширении прав краевых, областных судов и упразднении управлений министерства юстиции» органы, ведавшие нотариатом, были устранены. В большинстве союзных республик были ликвидированы и сами министерства юстиции, они остались лишь в РСФСР и Украине.  

В период до 1963 года нотариат находился в ведении производственно-отраслевого подразделения Министерства юстиции РСФСР – отдела нотариата. Между тем указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 13 апреля 1963 года министерство юстиции было упразднено и функции управления нотариатом были переданы областным судам. При Верховном Суде существовал отдел управления нотариатом.  

30 сентября 1965 года было утверждено новое Положение о государственном нотариате, отразившее изменения в материальном и процессуальном гражданском законодательстве. Ряд публично-правовых функций был изъят из ведения нотариата, таких как выдача свидетельств о правовом положении отсутствующих, сокращен перечень взысканий по исполнительным надписям.

В 1970 году последовало восстановление министерств юстиции на союзном и республиканском уровнях, в 1972 году были образованы отделы юстиции при исполнительных комитетах областных (краевых) советов. Нотариат стал вновь руководиться этими органами и вышел из-под равнодушной опеки судов. Новый союзный закон «О государственном нотариате» от 19 июля 1973 года и Закон РСФСР «О государственном нотариате в РСФСР» от 11 ноября 1974 года, казалось бы, должны были поставить нотариат на должную высоту. В силу ряда причин этого не произошло. Нотариус по-прежнему оставался в роли контролера гражданских отношений, а государство продолжало вмешиваться в частные правоотношения.

В период перестройки государственный нотариат пытались приспособить к изменившимся условиям, но все эти попытки не решали проблемы, и обслуживание населения оставляло желать лучшего. Необустроенность нотариата, плохое материально-техническое снабжение, низкая заработная плата, отстававшая от темпов инфляции, привели правительство к единственно возможному варианту – переустройству нотариата с учетом дореволюционного опыта в форме деятельности частных лиц.

11 февраля 1993 года Верховным Советом РФ был принят закон «Основы законодательства Российской Федерации о нотариате». В отличие от советского государственного нотариата в нем в задачу нотариата входила защита прав лиц путем совершения нотариальных действий в соответствии с действующим законодательством.

В завершение следует отметить, что несмотря на все сложности на пути развития нотариата в России, он постоянно возрождался и находил в себе силы пережить трудные времена. 

Статья подготовлена Г.Д. Капитоненко и С.Т. Корниловым для издания к 10-летнему юбилею.
Опубликована с небольшими изменениями. Фото и сканы документов - из архива Г.Д. Капитоненко.