Главная \ Статьи \ Реформы Петра I

Реформы Петра I

1_Петр Первый, Фотобанк ЛориВсе мы знаем о царе-императоре Петре I, как о Великом преобразователе Российского государства, создавшем Российский Флот и Армию, и сумевшем существенным образом изменить политическую карту Европы того времени.

Однако период его царствования ознаменован также и целым рядом реформ, так или иначе связанных с нотариальным делом, о которых не так хорошо известно широкой аудитории. Попытаемся восполнить этот пробел и разобраться, что тогда происходило в этой области.

Российское государство в то время закономерным образом шло по пути централизации власти, развития крепостного права, формирования сословий. Правящая власть хотела иметь мощный фундамент, основу своего положения в лице дворянства, которое бы, с одной стороны, обладая значительными экономическими привилегиями, развивало сельское хозяйство, а также производство, а с другой, - пополняло бы собой руководящий состав армии и флота – военную составляющую государства. Одновременно опыт западного государственного строительства диктовал необходимость преобразования городского хозяйства, создания условий для развития науки, ремесленных производств и мануфактур, формирования рынка в городах и обеспечения всяческой иной поддержки нарождавшегося нового класса – буржуазии, способного создать конкуренцию иноземным купцам, т.е. требовалось то, что сейчас называется «импортозамещением». Именно на балансе интересов дворянства и городских сословий, купцов (буржуазии) строилась по мысли царской власти будущая модель абсолютной власти самодержавного монарха.

Однако все эти масштабные преобразования требовали значительных средств (финансовых вливаний), а казна была пуста. Следовательно, необходимо было существенным образом изменить систему сбора податей (налогов), пополнить бюджет, и государство вплотную занялось решением этого вопроса. Происходило это в следующем порядке:

 

Реформа в области землевладения

 

Еще в период совместного царствования Иоанна и Петра Алексеевича (т.е. при регентстве царевны Софьи) начались реформы в сфере учета поместных и вотчинных земель. Дело в том, что государство хотело обеспечить стабильное поступление подушной подати (налога) с земель помещиков. Для этого требовалось определить, кому какая земля принадлежит и сколько крестьян на этой земле проживает. Такой своеобразный «кадастровый учет» того времени позволял в последующем увеличить сбор податей с хозяйств, избежать неучтенных доходов дворян.  В этой связи  в 1684-ом году был издан целый ряд царских узаконений, первое и важнейшее место из которых занимал Писцовый Наказ. Названным Наказом были положены основы межевания вотчинных и поместных земель. Например, впредь после его издания предписывалось «писцам писать, и мерить, и межевать в Московском уезде и в городах станы и волости и в них поместные и вотчинные земли по писцовым книгам и по старым межам и граням». В свою очередь, всем дворянам предписывалось сообщить этим писцам о своих землях, подтверждая свой титул владельцев грамотами и крепостями, и о проживающих на земле крестьянах. В последующем эта информация как раз и учитывалась при сборе податей. Поскольку такое «декларирование» осуществлялось со слов самих помещиков и вотчинников, не особо жаждавших платить больше налогов государству, эти сообщения владельцев о землях и проживавших на них крестьянах красноречиво назывались «сказками», так как зачастую мало соответствовало действительности. Известны были случаи, когда помещики целыми деревнями переселяли крестьян с одних своих земель на другие по мере проведения межевания земель или же вовсе не пускали писцов проводить межу, снижая тем самым свое налоговое бремя. В этой связи срочным порядком через два года после издания Писцового Наказа (т.е. уже в 1686-ом году) были приняты новые дополнительные статьи к нему, в которых, помимо прочего предписывалось помещиков, вотчинников и крестьян, не пускавших на свои земли писцов к межеванию, «бить кнутом на козле». Правда, это нововведение мало что изменило в сложившейся ситуации. Можно сказать, что если при жизни известного русского писателя Николая Васильевича Гоголя существовали учтенные «мертвые души», то в петровские времена повсеместно практиковалось не учитывать «живые души», что могло бы стать хорошим сюжетом для нового художественного произведения.  

Тем не менее, начало было положено и следующим этапом для пополнения государевой казны должно было стать реформирование системы гражданского оборота. В этой связи государев взор обратился, наконец-то, на нотариальное дело:

3

 

Попытка исключить частный нотариат из гражданского оборота

 

Петр I (уже в период своего единоличного правления) предпринял попытку заменить частный нотариат на систему государственного учета сделок (крепостей). Такое нововведение по мысли монарха должно было, с одной стороны, усилить публичный контроль за этой важной для государства деятельностью, а с другой, - увеличить поступления в казну за счет сборов, получаемых ранее площадными дьяками (нотариусами того времени). По этому поводу 9 декабря 1699 года был обнародован Указ Петра Великого, которым было впредь предписано совершать все крепости (сделки того времени) в Поместном приказе. Так, было указано «… их писать на Москве в Поместном приказе подьячим добрым с ведома того приказу судей». Одновременно этот указ полностью отстранял площадных подьячих от участия в сделках в качестве послухов, т.е. лиц, подтверждавших совершение крепостей. Вместо послухов было установлено впредь совершать сделки с участием свидетелей. Такими свидетелями в обязательном порядке должны были быть только «добрые и знатные в больших делах» люди. Участие свидетелей впредь требовалось при любой вотчинной продаже, причем, при крупных сделках требовалось «человека по 3 и по 4 и по 5 и больше», а в небольших сделках (не выше 200 рублей на человека) – по 2 и 3. При этом свидетелям учинялось в обязательном порядке ставить свои подписи на таких крепостях. Каждая совершенная крепостная сделка теперь записывалась в Поместном Приказе в особый разряд (книгу) тем же днем, когда она совершалась, и в этой книге получающий крепость должен был расписаться в ее получении. Кроме того, все ранее составленные крепости необходимо было представить в течение двух месяцев, причем, в Москве – в Поместный Приказ, а в других городах – местным приказам и воеводам для учета.

В целях пополнения казны и усиления государственного контроля за совершаемыми сделками чуть ранее, 23 января 1699 года, также предписывалось все крепостные акты писать на гербовой бумаге, которая разделялась на три разряда в зависимости от стоимости сделки. Изготовление данных бланков было поручено Оружейной Палате, которой ведал в то время Федор Алексеевич Голицын. Также впервые была установлена пошлина за совершение крепостей (т.н. «крепостная пошлина»), в том числе по купчим и закладным: «по 6-ти денег с рубля да с вершку и отказного по 2 алтына и по 2 деньги с крепости».

4

Неизвестный художник. Объявление Указа Петра Великого считать Новый год с 1 января.

 

Нотариат на государевой службе

 

Надо сказать, что попытка отстранения профессионалов – площадных подьячих – от составления сделок не удалась. Выяснилось, что правило «когда нотариус работает, суды отдыхают» актуально во все времена. Дело в том, что граждане всё равно старались совершать сложные купчии и закладные с участием площадных дьяков (подьячих, нотариусов того времени) – людей доверенных, опытных, знающих свое дело. В этой связи Петром Алексеевичем было принято вполне разумное взвешенное решение: 30 января 1701 года и, позднее, 30 апреля 1701 года были изданы указы, по которым предписывалось всякие крепости писать по прежнему обычаю площадным подьячим. При этом вновь утвержденные площадные подьячие отныне считались состоящими на государственной службе, назначались Оружейной Палатой и приводились к присяге. Источником же их дохода устанавливались собираемые ими же средства от сделок.

Отметим также, что в 1701-ом году была изменена и крепостная пошлина. Она стала более понятной, прозрачной, не предусматривала двоякого толкования: все крепости были разделены на три статьи или разряда. Первый разряд составляли крепости по 50 до 100 рублей, с которых взымалось по 5 алтын; второй разряд – от 100 рублей до многих тысяч, с которых взималось со 100 рублей по гривне; а третий разряд – до 50 рулей, с которых взымалось по гривне от крепости. Устанавливалось также впредь в начале всяких крепостей писать год, месяц и число; сами крепости составлять по утвержденным формам и записывать их и взыскиваемые пошлины в крепостные книги (реестры того времени). Было также установлено, что эти крепостные книги и пошлины за подписью воевод или бургомистров предписывалось каждый год присылать в Оружейную Палату к 1-ому января и к 1-ому июля, выдавая по ним жалование площадным подьячим. Отметим также, что позднее подьячие были переподчинены приказу крепостных дел (в 1706-ом году), а затем, - Юстиц-коллегии (в 1719-ом году), при которой была учреждена крепостная контора (своеобразный отдел по надзору в сфере адвокатуры и нотариата того времени), ведавшая составлением актов в Петербурге. В других же городах (в том числе в Москве) контролем за крепостями занимались надворные суды.

В заключение отметим, что схожая система (подчинения нотариусом судьям) существовала в то время и в некоторых европейских странах. Более того, например, в Германии она действовала (с целым рядом изменений) вплоть до 1961-ого года.

 

Анатолий Арбузов, нотариус Санкт-Петербурга