Дао нотариата
ДАО НОТАРИАТА
Продолжаемый праочерк.
Выдержки из трактата Лао-Цзы «Дао-дэ-цзин»
цитируются по тексту перевода, предпринятого Ян Хин-шуном в 1950 г.
Текст трактата в этом переводе вошел в двухтомное издание
«Древнекитайская философия» (М., «ПринтТ», 1994)
Дао нотариата
Написать о Дао нотариата может лишь совершенномудрый. Автор не является таковым.
«Кто знает, не говорит; кто говорит – не знает», – так сказал Учитель Лао-Цзы.
Говорить о Дао, не обладая им, все равно, что рассуждать о превращении пыльцы в мед, не будучи пчелой, которая, хотя и не говорит о биохимии, а все же делает мед. Однако чтобы показать пчелу, необязательно ей быть.
Кроме того, автор понимает, что Дао есть путь недеяния, и прямо применять это понятие к какой-либо деятельности, видимо, нельзя. И тем не менее...
Мне нравится, что нотариус держится особняком от других юристов и по сравнению с ними (и даже – в отличие) его профессия наиболее близка Дао человеколюбия.
Однако, как не всякий человек обладает Дао, так и не всякий нотариус воплощает дух и выражает Дао профессии. Встречаются и те, кому лучше удавиться, чем называть себя нотариусом. Но здесь речь идет о нормальном собирательном образе Неизвестного Нотариуса.
Ниже курсивом привожу некоторые цитаты из бессмертного творения Лао-Цзы «Дао-дэ-цзин» и задаюсь некоторыми вопросами и размышлениями.
«Великий квадрат не имеет углов, великий оратор похож на заику».
Не всё таково, каким кажется. Например, улыбка добра и улыбка зла, угрюмость зла и угрюмость добра. В чем разница? Есть и то, и другое – почти неразличимое. Улыбка добра внутри, угрюмость добра снаружи. Улыбка зла снаружи, угрюмость зла внутри. Я видел много превращений и до сих пор с трудом различаю.
Как изящны ловцы человеков, и как обаятельны губители правды. Только нотариус сер и будничен.
Нотариус. Защищает, а сам похож на слабого; говоря об истине, он косноязычен; проливая свет, он сам в тени; устанавливая правду, не выглядит героем; охраняя, не бряцает мечом; отделяя белое от черного, он сам в чернилах; свершая, никогда не увенчан лаврами. В семье юристов он словно последний; он, как пасынок, не ведающий о высоком родстве. Но это лишь внешнее, и таковы иллюзии мира. Сказано ведь: последние возвысятся, и хромые внидут первыми.
Нотариус только кажется бездушным функционером, а на деле это сын неба, защитник правды, рубеж истины, столп света. Он – миротворец и не гордится этим.
Этот человек не таков, каким кажется.
«Высшая добродетель подобна воде. Вода приносит пользу всем существам, не борясь с ними».
Не таков ли нотариус? Не такова ли высшая юридическая добродетель нотариата? Не борясь, приносить пользу; давать, не отнимая; предоставлять выгоды, не прибегая к хитрости и насилию; дарить истину и защиту так, словно дать воды. Живая вода нотариата гасит пожар страстей и вражды, утоляет жажду покоя и мира, питает нивы благополучия. Обратившийся к нотариусу обретает, не борясь.
«Когда дело завершено, человек должен устраниться».
Не тот человек нотариус, чтобы гордиться плодами труда своего; он сделал и отстранился, как будто это буднично. Вот она, высшая рутина – приносить дары бесстрастные. Делать просто долженствующее, как будто сделано не тобой, а Кодексом. Работа сделана, плоды взращены и отданы людям – тогда устранение венчает миссию. Известный адвокат, прославленный прокурор – не иначе как они присвоили дары. Это как сервитут славы – проходим в лаврах через поля отсуженные. Один нотариус неприметен, как воздух, сер, как хлеб насущный, будничен, как час пополудни. Неизвестность – вот цена его даров. Подобно тому, как велик Неизвестный Солдат, беспримерен неизвестный подвиг, так же и благороден в делах Неизвестный Нотариус.
«Если созерцание станет чистым, возможны ли тогда заблуждения?»
Созерцание похоже на чистую гладь воды, но в общество больше огня. Пламя страстей пожирает людей, в топках вражды и алчбы сгорают сердца. Нотариус не имеет личных мотивов в делах обратившихся, в их страстях и коллизиях, он не жарит каштанов в их огне, и он не разжигает. Наоборот, добродетельные воды даны в руки нотариуса, дабы гасить вражду и питать поля мирные. Его душа чиста. Нотариус вкушает хлеб согласия. Он, конечно, не созерцатель, ибо совершает деяния. Но его акты умиротворяют: на место страстей приходят мир и покой. Как может быть движение в покое, так может быть и его высшая форма – покой и любовь в движении. Таковы деяния нотариуса – покой и любовь в них естественны. Созерцая жизнь, с ее перипетиями и страстями, он остается ясным и бесстрастным. Все равны перед ним, и всем объясняет он одинаковую правду. Разве нужна ему мутная вода, разве он ловит рыбу в мутной воде? И каждый человек, и приведшая его забота, и следствия помощи в этой заботе отражаются в ясном воззрении нотариуса, сообщаясь человеку в подлинности своей. Нотариус на невежестве и заблуждениях не зарабатывает. Возможно ли тогда вводить в заблуждение, возможно ли тогда заблуждение?
«Добрые стремятся к соглашению, а недобрые к вымогательству».
Вот именно. А вымогательство здесь не в узком уголовном смысле – это образ жизни многих. Что добавить?
Согласие идет к нотариусу, корысть – к стряпчему, спор – к судье.
Маленькая загадка: почему нотариус стоит до, адвокат посередине, а судья после; и почему нечетные сходятся, а чёт – ни туда, ни сюда?
«Верные слова не изящны. Красивые слова не заслуживают доверия. Добрый не красноречив. Красноречивый не может быть добрым. Знающий не доказывает, доказывающий не знает».
Сие есть горе автору и похвала нотариусу. Разве нотариус не таков?
«Совершенномудрый справедлив и не отнимает ничего у другого. Он бескорыстен и не вредит другим. Он правдив и не делает ничего плохого. Он светел, но не желает блестеть».
Не таков ли нотариус? И можно ли сравнить его в этом с другими юристами?
«К тому, кто представляет собой великий образ Дао, приходит весь народ. Люди приходят, и он им не причиняет вреда. Он приносит им мир, спокойствие…»
К нотариусу приходят в силу закона, но много тех, кто приходит к нему, даже когда закон не обязывает. Все потому, что он никогда не причиняет вреда, но всегда дает мир, защиту и спокойствие.
«Нельзя считать себя "драгоценным", как яшма, а нужно быть простым, как камень».
Нотариусы обычно просты, и мнение людей укрепляет их в таком знании. Разве слышали Вы, чтобы нотариуса назвали блистательным, великолепным, неподражаемым, артистичным? Рука суконная, да перо золотое. Пусть так и думают, что они простые.
«Спокойствие создает порядок в мире».
Такова спокойная и мирная профессия нотариуса. Он устраняет беспокойство и смуту, спокойно упорядочивает наши дела, дает умиротворение и гармонию согласия.
«Добрым я делаю добро и недобрым также делаю добро. Таким образом воспитывается добродетель. Искренним я верен и неискренним также верен. Таким образом и воспитывается искренность».
Нотариус не выбирает тех, кому помогать, а кому не помогать. Он всем предоставляет защиту. Верность и справедливость его актов одинакова для искренних и неискренних, добрых и злых людей. Эти деяния (акты) нельзя употребить во зло, в чьих бы руках они не оказались.
«Кто много обещает, тот не заслуживает доверия».
Нотариус никого не увещевает, ничего не обещает – он лишь предоставляет надежное.
«Действие надо начать с того, чего еще нет. Наведение порядка надо начать тогда, когда еще нет смуты».
Недаром нотариат есть предупредительное правосудие. Правосудие судьи – в разрешении спора, правосудие нотариуса – в его предотвращении. Как мало ценится предотвращение смуты – такие деяния не видны. Как оценить их? Предотвративший пожар не славен, а славен бравый пожарный. Такова неблагодарность нотариусу. Они не видят следствий и поэтому думают, что нотариус ни к чему: потому царит смута в делах юридических, и разбойники радуются. Не мир и порядок нужны стряпчим рыскающим и наместникам алчущим – в смуте их пир. Нотариус им ныне помеха.
«Совершенномудрый благороден потому, что у него нет страстей».
Как хорошо, что нотариус беспристрастен.
«Небесное Дао относится ко всем одинаково, оно всегда на стороне добрых».
И нотариус относится ко всем ровно и одинаково, и ему везет, что приходят к нему в согласии и с добрыми намерениями. Ему легко следовать небесному Дао.
«Дао совершенномудрого – это деяние без борьбы».
Это сказано и о моем друге, Неизвестном Нотариусе.
Продолжение может последовать. Море неисчерпаемо, исчерпаемы лишь силы водоноса. Лишний раз убедился, что не обладаю Дао.
© Федеральная нотариальная палата, 2008 © Фонд развития правовой культуры, 2008